Моя родословная
Зарыты в нашу память
навсегда
И даты, и события, и
лица.
В. Высоцкий
Родословная семьи подобна огромному
дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго,
прибавляет ему сил. Но всякое дерево имеет свои корни. Без корней его повалил
бы даже несильный ветер. Человеку надо знать свои корни, и всё сразу станет
необыкновенной красоты, наполненной в веках. О своих предшественниках мы будем
рассказывать детям с особой гордостью. А главное, история семьи сохраняется на
долгие годы. «Ведь жизнь – не те дни, что прошли, а те, что запомнились», -
сказал П. Павленко.
У меня есть прабабушка. Это очень
интересный человек. Она добрая, заботливая, хорошая хозяйка. Но самое
удивительное – ни дня не может прожить без работы.
Однажды зимним вечерком, когда
бушевал вьюга, а в печи потрескивали дрова, прабабушка вязала, а я скручивала
нитки в клубок.
- Бабуля, а расскажи, как ты жила, -
попросила я.
И вот, что она
поведала мне о своей нелёгкой судьбе: «Мой тятечка, так ласково мы звали отца,
Сергей Афанасьевич Бровкин родился в 1895 году в деревне Щучьей Челябинской
области. В многодетной семье он был восьмым, последним ребёнком. В
империалистическую его призвали на службу. Изрядно потрепав «германца», досыта
понюхав пороху и покормив в окопах вшей, он вернулся домой. Царь отрёкся от
престола. На Урале, как и во многих местах России, вся власть перешла в руки
Советов.
Вскоре отец женился на красавице
Прасковье Фроловне Тимофеевой из той же деревни. Старшие братья отдали молодой
семье отцовский дом. Гражданская война обошла его стороной. Чтобы быть ближе к
земле, родители переехали в заимку Ляютино. На брошенной земле тятя построил
землянку, а затем дом, в котором не пришлось пожить. Распахали целину,
построили помещения для скота. Стали сеять рожь, пшеницу, овёс, лён, выращивать
овощи. На неудобных землях пасли скот. В хозяйстве имелась своя молотилка, но
со стороны работников не держали, земли брали столько, сколько могла обработать
наша семья. С детских лет мы приобщались к крестьянскому труду. Питались
хорошо. На столе были свой хлеб, молоко, мясо, яйца, зелень.
Тятя, мама и старший брат с утра до
позднего вечера работали в поле. Зимой, после работы, зажигали большую
керосиновую лампу и вечеровали. Мама сама ткала холсты, учила нас, девочек,
прясть и вязать. Тятечка с мальчишками шили одежду и обувь. В зимнее время все
дети были одеты в тёплые полушубки, на ногах катаные валенки.
Казалось, так будем жить всегда. Но
в декабре 1929 года пришли активисты. Всё, что было у нас, отобрали, - тяжело
вздохнув, промолвила бабушка. Вытащили сундуки с вещами, из ларей выгребли
муку, забрали бидоны с маслом, картофель, овощи, мясо. Всё вывезли на лошадях.
В ссылку отправили ни с чем. К землянке подогнали лошадь, запряжённую в сани,
на санях стоял короб, в котором мы и поехали в ссылку.
Долгим и трудным был этот путь, -
бабушка украдкой смахнула слезу. Привезли в тайгу, в непроходимый лес,
заблудиться в нём было не мудрено. Жилья не было. Для того, чтобы выжить, стали
пилить лес и выкорчёвывать пни для постройки барака. В нашем бараке стояла
печь, и многие приходили к нам из других бараков погреться. Вдоль стен были
расположены нары.
Тятечка утром уходил на работу, а
вечером достраивал барак. Было время, когда мне приходилось собирать милостыню,
- утерев слезу, сказала бабушка,- чтобы выжить. В 1932 году образовалась артель
«Верный путь», а после колхоз. Тятя обосновался в кузнице, мама помогала ему
молотобойцем. Ссыльные семьи жили дружно, помогая друг дружке. Мои родители в
то время смогли купить корову, но она принадлежала четырём семьям. Мы доили её
по очереди, через определённые дни. Я ходила со старшим братом на рыбалку. Рыбу
носили силками, которые делали сами.
Через несколько лет построили школу,
куда я пошла с десяти лет, но училась всего-навсего три года. Больше не было
возможности продолжать учёбу, - с лёгкой горечью пояснила бабушка. - Стала
работать няней.
Заканчивался 1937 год. Морозной
зимней ночью, когда все спали, к нам приехали коменданты и забрали тятечку. Для
нас это была страшная трагедия. Мы ничего не знали о нём. Жизнь без любимого
тяти была в тягость, - горестно прошептала она. – Мне снова пришлось идти в няньки.
Ежемесячная зарплата была тридцать рублей. Все деньги шли на проживание семьи.
А потом была война. Меня отправили
работать в леспромхоз. Там мы спасали пилорамы от воды. Затем работала на
лесоповале. Зимой лес пилила, а летом его грузили на баржу. В начале войны
ссыльных на фронт не брали. Только в конце 1943 года моих братьев призвали в
армию. Кузьма погиб в 1945 году, похоронен в Польше, а Георгий вернулся с войны
израненным.
Когда братья воевали на фронтах
Великой Отечественной войны, мама, набравшись смелости, спросила у коменданта,
где наш тятечка. «Он враг народа», - был ответ. И только в 1997 году на мой
запрос из Тюмени пришёл ответ, что Сергей Афанасьевич Бровкин был осуждён и
расстрелян 21 января 1938 года, реабилитирован в 1960 году.
Наступили послевоенные годы. Я вышла
замуж. У меня появилась собственная семья. Родилось четверо детей. В 1953 году
с мужем приехали в посёлок Шеркалы, в котором прожила уже пятьдесят два года».
Моя прабабушка имеет несколько медалей: «Медаль материнства», «Ветеран
труда», «Медаль за доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.».
Слушая всё это, я думала. Что не
каждый сможет вынести такое и остаться человеком. А моя прабабушка смогла,
выстояла и ни на кого не держит зла. И становится понятно, что корни – это то,
чем мы жили вчера, год, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды
и прадеды. Это их дела, выраженные во всём. «Давайте же будем помнить об этих
корнях, - сказал С. Викулов. - Почувствуй стык времени плечами. Ведь ты всего
лишь знак кольца в цепи, которой не предвидится конца!»
|